С 31 августа в Петербурге стали доступны услуги 4G, сети LTE запустили компании «Мегафон» и «Yota», и это событие может существенно изменить как рынок услуг мобильного интернета и контента, так и рынок интернета вообще, и основанного на интернет технологиях контента в особенности. Мы решили взглянуть на это событие с точки зрения конечного пользователя, и провели небольшой эксперимент.

Вместо предисловия

Сама идея высокоскоростного мобильного доступа в Сеть не нова. Достаточно давно в Северной столице работает сеть EVDO от Скайлинк, услуги 3G предоставляют практически все мобильные операторы, до 31 августа работала сеть WiMax Yota. О технических особенностях технологий написано, пишется и будет написано огромное количество материала. Что примечательно, помимо сугубо технической информации для специалистов эти материалы в значительной степени несут и маркетинговую информацию и для пользователей, сами слова «цифровой», «защищенный», «скорость до «N» Мб в секунду» стали символизировать нечто передовое, ультрасовременное, модное, полезное и необходимое. В этой же статье хочется взглянуть на возможное развитие событий с точки зрения перспектив для пользователя, поделиться впечатлениями от некоторых нами протестированных возможных полезностях новой технологии, и в духе авторов научно-фантастического жанра попытаться представить то, что может ожидать нас в ближайшем будущем.

 Простой взгляд на сложные технологии

 Как уже было сказано, идея высокоскоростного мобильного интернета не нова. Что же может быть принципиально новым с точки зрения конечного пользователя? Как представляется, это доступность (в смысле территориального охвата), цена и принцип тарификации, и конечно сама скорость. Проще говоря, недорогой тариф с неограниченным доступом на скорости до 10-15 Мб/с создает основу для получения практически всех известных на сегодняшний день услуг, в том числе  видеоконференцсвязи, интерактивного телевидения высокой и ультравысокой четкости, и даже телевидения 3D. При этом в движении, то есть в автобусе, аквабусе, автомобиле и тд. Принципиально новой становится возможность индивидуального формирования комфортного информационного пространства, то есть получения новостной, культурной и развлекательной, деловой информации, ее передача и прием в движении. Из любой точки мира, на любом языке. Все это возможно и доступно, если приемлема цена и позволяют технические возможности сети.

 Предмет исследования

Мы решили исследовать одно из возможных пользовательских применений, а именно использование LTE технологии для прослушивания радиопередач в автомобиле. Почему именно радио? Во первых потому, что многие наши коллеги, партнеры, читатели уже давно, при наличии доступа к Сети, конечно, все интересующие их радиостанции слушают через Интернет, пользуясь как службами потокового вещания с сайтов радиостанций, так и различными сайтами и облачными приложениями, позволяющими выбрать интересующее радио сразу из множества возможных. Появление недорогих планшетных компьютеров на базе Android еще более упростило задачу, поскольку приложения, такие как Tinein Radio, например, позволяют выбрать радиостанцию в любом регионе, на любом языке, делать запись интересующих фрагментов и тд. Но! Мало кто пользовался, что называется «в повседневном режиме» этой возможностью в авто. Причин много, но прежде всего таковыми были тариф и скорость, а также сохранение стабильности канала связи при переходе от одной базовой станции к другой, то есть качеством «хэндовера» при скоростном интернет соединении. Можно также упомянуть отсутствие массового предложения недорогих комбинированных устройств (автомагнитола/комплект устройств к автомагнитоле с поддержкой сетевых соединений). То есть технически возможность конечно же была, только требовалось использовать, например, ноутбук, и платить за трафик. Нарекания вызывали услуги, об этом много написано в различных статьях и блогах, не будем на этом останавливаться. То есть как таковая услуга массовой не была, и пока что не является. Почему может быть интересным интернет радио в авто?  Можно перечислить многие факторы, первое что называется «с ходу» стоит отметить – большая свобода доступа к деловой и культурной информации со всего мира, и на любом языке (что как минимум полезно при изучении языков и работе на фондовом рынке).

 Собственно эксперимент

 Честно говоря, провести его хотелось давно. В июле некоторые возможности LTE мы протестировали в Москве, но скорее для предварительной проверки выбранного оборудования. Проверить «в поле», то есть при движении в автомобиле по городу, не удалось. Решили отложить до 18 августа и провести в Санкт-Петербурге, но запуск сети был перенесен, так что окончательно эксперимент состоялся 4 сентября. Ставилась задача «бюджетной» реализации интернет радиоприемника, поэтому были использованы:

 

  • Автомагнитола с аудиовходом (массовое недорогое устройство)
  • Устройство LTE с USB подключением, полученное у оператора Yota
  • Компактный WiFi роутер TP-Link MR3020 (работоспособность и совместимость с устройством LTE были проверены в Москве, несмотря на отсутствие официального одобрения оператором, вполне стабильное и недорогое устройство, при подключении не потребовалось никаких манипуляций с прошивкой, хотя в сети есть много комментариев на этот счет)
  • Интернет планшет Ritmix (можно использовать любой другой, принципиальным при выборе являлась стабильность WiFi модуля, наличие программы TuneIn или подобной)
  • Автономная батарея для питания роутера (в целях исключения фактора помех из бортовой сети автомобиля при эксперименте)

 Для LTE устройства был выбран тариф со скоростью до 1,5 Мб/с (выбирался с целью использования и в других целях, т.е. для радио можно выбрать и меньшую скорость, соответственно меньше платить). Роутер был настроен и сопряжен с WiFi модулем планшета. LTE модем был подключен к роутеру, сборка устройств установлена на передней панели авто (удобнее оказалось крепление к солнцезащитному козырьку). Аудиовыход планшета подключен к аудиовходу магнитолы.

 Для тестирования были выбраны несколько радиостанций, прежде всего по критериям стабильности интернет вещания, что оценивалось при подключении через провайдеров в Санкт-Петербурге, а также предпочтениям участников испытаний – BBC World Service, Радио Београд 1, BNR София, со скоростью потокового вещания  128 кбит/с. Маршрут поездки выбирался исходя из обычных текущих редакционных задач, и в целом охватил ряд ключевых участков города в период с 11 до 17 часов. Скорость движения – в соответствии с ПДД, то есть в пределах от 0 до 60 км/ч. Маршрут охватил север Петербурга, юг и центр (Светлановский пр., пр. Науки, Гражданский пр., пр. Блюхера; центр – Каменноостровский пр, Троицкий Мост, Дворцовая набережная, Вознесенский пр,  Московский пр, Благодатная ул., Витебский пр., Лиговский пр., Суворовский пр., Свердловская набережная, пр. Металлистов и др. Оценивалась «конечная цель» – стабильность результирующего аудиосигнала, замирания при кешировании потокового аудиосигнала, устойчивость связи с выбранной станцией.

 Первые впечатления

 Что сразу хочется отметить – несмотря на некоторый предварительный скепсис, навеянный чтением отзывов  некоторых пользователей об LTE вообще и практической реализации операторами в России в частности, собранный аппаратный комплекс показал вполне приемлемую работоспособность. Собранный комплекс устройств без проблем установил соединение с интернетом, были выбраны радиостанции, при движении на скорости до 60 км/ч связь была достаточно стабильной по критерию «удерживания» радиостанции, помехи при кешировании не показались значительными. От 30 до 40 минут (далее переключались станции для разнообразия эксперимента) устойчиво сохранялась стабильность аудиосигнала на окраинах. В центре несколько хуже на Лиговском проспекте и пл. Восстания, практически идеально вдоль всего Московского проспекта. По общему мнению участников эксперимента, результат удовлетворительный, «3+» по пятибалльной шкале. Сложности с доступом в сеть все же отмечены, на Суворовском проспекте, для восстановления потребовался перезапуск LTE модема и роутера. Но то, что сервис доступен для практического использования уже сейчас, через несколько дней после запуска сети, позволяет надеяться на постепенное улучшение по мере развития и эксплуатации.

 Что дальше?

 Сама возможность мобильного использования широкополосного доступа позволяет сделать некоторые прогнозы для его применения. Прежде всего применительно к «автомобильной» области применения сформулируем требования к функциональным задачам для абонентского оборудования в автомобиле. Как представляется, это должно быть устройство с обычным набором функций автомагнитолы, сетевым интерфейсом (WiFi; usb портом для подключения модема, причем с возможностью его выноса на переднюю панель/в обычное место крепления активных антенн на лобовое стекло), панелью управления схожей с интерфейсом  популярных интернет-планшетов, операционной системой с установленным приложением для прослушивания интернет радиостанций. Для использования с имеющимися автомагнитолами могут быть использованы устройства на базе планшетов, имеющие usb порт для модема LTE, FM трансмиттер и аудиовыход, с креплением на лобовом стекле аналогично навигатору. Также «сетевая» магнитола может вполне сочетать функции WiFi роутера для возможности использования мобильного доступа с других устройств пассажирами. Подобные устройства вполне могут появиться в массовом доступе через 1-1,5 года или даже раньше по вполне доступным ценам. Для сравнения можно использовать общую стоимость использованных нами в эксперименте устройств – порядка 5000 рублей (не считая LTE модема, уже сейчас оператор выдает их пользователям фактически при предоплате 1-2 мес услуг бесплатно), что ненамного превышает стоимость автомагнитол (1500-3500 и выше в зависимости от дизайна, марки, качества звука, функционала и тд.). Совмещение функций в одном устройстве при массовом выпуске позволяет предположить его розничную стоимость в пределах 1500-2500 руб. Конечно, не всем захочется, и возможно не многим интересно будет платить абонентскую плату за радио, которое и так можно слушать бесплатно. Но активной части пользователей, заинтересованной в максимально свободном доступе к информации по различным причинам сумма в 400-500 рублей за возможность немедленно узнать любые радионовости в оригинале, прослушивать культурные и образовательные программы из любого региона и на любом языке, вряд ли послужит препятствием. И это вполне может оказать существенное влияние на аудиторию и охват обычных, «эфирных» радиостанций, усилить конкуренцию. Закономерный вопрос о технических возможностях оператора –выдержит ли сеть хотя бы такого рода массовую нагрузку? Как представляется, рост нагрузки и рост дохода вполне могут компенсировать друг друга и дать сети возможность развиваться, а собственно технические возможности самой технологии это позволяют.

 А еще дальше?

В развитие автомобильной темы. Вполне законно предположить, следуя логике развития устройств для конечного пользователя, что функционал «сетевых автомагнитол» будет только расти. В них могут появиться интерфейсы для подключения систем охраны и наблюдения. То есть автомобиль в любое время может контролироваться хозяином как по аудио, так и по нескольким видеоканалам, при этом из любой точки, да и в целом содействовать улучшению криминогенной обстановки например во дворе дома, где такая машина стоит. Конечно, как любая другая компьютерная система, такого рода система охраны может быть подвержена несанкционированному доступу, но сама возможность массового использования таких систем выводит защищенность автотранспортных средств от угона и антивандальных проявлений на новый уровень. В сочетании с «сетевыми автомагнитолами» могут использоваться видеорегистраторы. Уже сегодня существуют технологии размещения ультратонких мониторов на лобовом стекле, с помощью рассматриваемых нами устройств на них может выводиться изображение с дорожных камер, другая полезная информация в режиме online.

 А  для пассажиров?

 С учетом принципа получения сигнала и технологии, мобильное интернет телевидение уже сейчас просто вопрос скорости и стабильности доступа в сеть. Это значит, что ТВ передачи в режиме реального времени могут быть доступны в поездах и автобусах, аквабусах и такси. Уже сегодня вполне возможна организация мобильных WiFi зон в туристических автобусах и такси. А это новое качество туристических услуг.

 Послесловие

 Словом, можно перечислять и фантазировать дальше, но самые смелые фантазии сегодня даже иногда отстают от своего воплощения. Устройства «Сетевые автомагнитолы», как мы их назвали, к примеру, уже продаются в США. Как говорится известной пословице, в России долго запрягают, но едут быстро. В некоторых областях мы уже в пути и движемся быстрее некоторых других даже развитых стран.  И если сейчас хотя бы для образования и науки использовать уже сейчас доступные современные информационные технологии в полной мере, и не только в Санкт-Петербурге и Москве, есть все шансы сделать мощный рывок на пути инновационного развития и модернизации экономики.

?>